вторник, 10 декабря 2013 г.

Мольба - Важа Пшавела

МОЛЬБА


Важа Пшавела


О Господи, прими мою
мольбу, единую отныне.
Не дай мне прозябать, молю, 
предав Тебя, себя отринув.

Да будет нрав безумца крут,
душа подвластна только чуду.
Пусть глад и жажда по добру
неутоленными пребудут.

Благоразумье и покой
да не придут ко мне вовеки,
и, лишь охваченный тоской,
взращу я радости побеги.

Когда душа моя в огне,
вмиг разум расправляет крылья,
и лишь тогда вершит во мне 
свобода торжество всесилья.

И да хранит меня всегда
Tвоя десница роковая,
пока не явится беда,
могильным холодом карая.


Покой тогда лишь обретя,
верни: звезду - небесной тверди,
плотву - прибрежной коловерти,
мой прах - земле, мой дух - бессмертью,
отцу и матери - дитя.

12 комментариев:

  1. Не созвучно ли?..

    Мефистофель - Я скромно высказал лишь правду, без сомненья. Ведь это только вы мирок нелепый свой считаете за всё, за центр всего творенья! А я - лишь части часть, которая была в начале всё той тьмы, что свет произвела, надменный свет, что спорить стал с рожденья с могучей ночью, матерью творенья. Но всё ж ему не дорасти до нас! Что б он ни породил, всё это каждый раз неразделимо связано с телами, произошло от тел, прекрасно лишь в телах, в границах тел должно всегда остаться,
    И - право, кажется, недолго дожидаться - Он сам развалится с телами в тлен и прах...............

    ОтветитьУдалить
  2. Потрясающе! Как хорошо, что обратили внимание на эти строки! (великие мыслят согласно - ?) Что же это за свет такой надменный?! О чем речь? Часть, помыслящая себя абсолютом, исключающая тьму, которая уходит "в подполье", в тартарары, откуда партизанит и выдает: "Не все так просто! А вот я вам сейчас покажу идеал! Вот вам устрою хаос похлеще прежнего!" ? Не есть ли это некий намек на возврат от дуады к монаде, когда надо - идти к триаде?... Меня последнее пятистишие как-то особенно задело, озадачило, в тупик поставило... Дитя разрывается на части просто в конце... словно бы... Если не обретено единство в жизни, не дошло дитя до триады..
    Ух, какой интеллект нужен, чтобы разгадать...

    ОтветитьУдалить
  3. Тогда ещё - из Фауста Гёте

    :Вы, темные арки,
    О, пусть вас не станет!
    Пусть светлый и яркий
    Приветливо глянет
    Эфир голубой!
    Пусть туч, исчезая,
    Рассеется рой!
    Пусть звёзды, мерцая,
    Пусть, кротко лаская,
    Нам солнца блестят!
    Как лёгкая стая,
    В роскошном расцвете
    Красы бестелесной
    Небесные дети,
    Порхая, летят;
    И рой их прелестный
    То выше умчится,
    То стелется ниже,
    И ближе, всё ближе
    К земле он стремится,
    И тканью эфирной
    Одежды их веют
    Над кущами мирной,
    Блаженной страны,
    Где, в неге беседки,
    Дум сладких полны,
    Влюблённые млеют,
    Друг другу верны.
    И всюду пестреют
    Беседки, беседки!
    Лоз нежные ветки
    Дают виноград;
    Давимы тисками,
    Сок гроздья струят,
    И, пенясь, реками
    Стекает вино;
    Среди несравненных
    Камней драгоценных
    Струится оно
    И, высь покидая
    Сияющих гор,
    Течёт, ниспадая,
    В равнины озёр.
    Холмов вереницы
    Меж ними цветут,
    И райские птицы
    Блаженство там пьют,
    И к солнцу стремятся,
    И радостно мчатся
    Они к островам,
    Что в блеске сиянья
    Плывут по волнам;
    И гимн ликованья
    Там слышится нам;
    Пленяют нам взоры
    Танцующих хоры
    На светлых лугах,
    Взбираются в горы,
    Ныряют в волнах,
    И в воздухе реют,
    И в сердце лелеют
    Стремленья свои
    К той жизни блаженной
    В безбрежной вселенной,
    Где звёзды, сверкая,
    Дарят им, лаская,
    Блаженство любви!

    ОтветитьУдалить
  4. Как мне представляется, поэт рисует картину РОЖДЕНИЯ ЦВЕТА, а с ним и ПРИРОДЫ из взаимодействия Тьмы и Света (Дня и Ночи), подводя всю эту игру - МИСТЕРИЮ, ФЕЕРИЮ - цвета к тому явлению, что им понимается как ЛЮБОВЬ. Природа это плод любви Света и Тьмы (Дня и Ночи), мужеского и женского начал (идиотским языком науки говоря, - маскулинного и феминного начал)...

    ОтветитьУдалить
  5. Вот скажите, у Вас же не просто так белый и черный в схеме стоят наравне с другими цветами?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не с другими цветами, а вровень с фиолетовым. Белое, черное и фиолетовое - символы интеллектуального, где белое - искусство ИЗО (живопись), черное - искусство Музыки, фиолетовое - искусство Слова (мышление).
      Эти три вещи я растолковываю так:
      Белое - функция Зрения. Видеть мир в цвете. И отображать его, чем и заняты художники.
      Черное - зрение молчит, работают Уши. Это - символ Слуха и ... Тишины. В которой и рождается звук. А потом и Гармония звука, т.е. её величество Мелодия...
      Фиолетовое - все, что видит Зрение и слышит Слух, нуждается в осмыслении-мышлении. То есть человек начинает СООБРАЖАТЬ как человек и чувствовать себя Человеком...

      Эти три вещи и есть причина ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РОЖДЕНИЯ человека как Человека. Развивая только Речь человека, его Мышление, образование губит в нем подлинно Человека - гармонично развитого Интеллигента, превращая его в человека-Интеллектуала, зацикленного на науке и технике...
      По сути, уродуя Человека...
      Так что белое и черное не наравне с другими цветами, а именно в связке с фиолетовым - есть символ интеллектуального.
      Как желтое, оранжевое и красное есть символ духовно-социального. Вот здесь и сидит её величество Наука, ап с нею и Интеллектуал...

      Почему-то никто не желает заметить, что эта триада цвета РЕШИТЕЛЬНО отличается от первой триады. А триада символов биологических не сравнима ни с одним из них.
      Но лишь в совокупности ВСЕ ТРИ ТРИАДЫ и составляют ГАРМОНИЮ (музыку у древних) ЦВЕТА и символизируют гармонию человека. Отсюда и РАДУГА, установленная Ною и его ТРЕМ сынам, для развития новой Цивилизации в назидание от ДРЕВНЕЙШИХ КУЛЬТУР...

      Может и от ГиперБорейской (пра-русской) культуры, как подозревает Четвертаков Г.И...

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  6. И еще: Искусство - вот главное в настоящее время. Не просто интеллект - цель, но Искусства !
    Я сегодня в диалоге с Валерием Евгеньевичем это чуть-чуть затронула: о философии, рождающей творческий ум...

    ОтветитьУдалить
  7. Опять же, все, что Вы говорите (и Гете) - ОПИСАТЕЛЬНО (у Гете) и АНАЛИТИЧНО (у Вас).
    А где же САМО ДЕЙСТВИЕ, САМА ФИЛОСОФИЯ, рождающая ЦВЕТ?
    Она, видимо, в Поэзии, чей язык превосходит язык Гете...
    Как написал К. Рубинский о поэте: "Поэт - это человек, чувствующий как все, но умеющий передать тонкие чувства словами и подарить другим радость узнавания этих чувств".
    Искусство делает невидимое - видимым (по Фемистоклу).
    Следовательно, чтобы РАЗГЛЯДЕТЬ ЦВЕТ, выражаясь символически, надо причаститься Искусству, а через него - БЫТИЮ (?),

    ОтветитьУдалить
  8. Итак, Вы ознакомились с диссертацией Исева по Цвету, и у Вас ничего не изменилось в представлении о нём?
    Или не ознакомились ещё?

    ОтветитьУдалить
  9. До того что-то я додумалась (или размечталась!), что ощутила того, кто во мне на миг (на миг!) - настоящим творцом мира!

    ОтветитьУдалить