пятница, 9 августа 2013 г.

Анти-провинциализм

Сначала хотела назвать статью "Феномен провинциальной философии". Но, задумавшись над подходом, усомнившись в собственных мотивах, подвергнув себя квазипсихоанализу, решила ничего не говорить об этом, но поднять тему анти-провинциализма.

Во-первых, ни один из деятельных, настоящих философов не испытывал никакого комплекса неполноценности по поводу своего МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ. Другое дело, если ограниченность в средствах лишает возможности путешествий и превращает жизнь человека мыслящего в пародию на жизнь великого кёнигсбергца... Но, это событие, состояние не имеет никакого отношения к "провинциализму",а, скорее - трагедия нищеты, проблема экономическая, а не философская, которая может быть решена развитием творческого воображения и наблюдательности по отношению к окружающему (т.е., ограниченность может быть только на руку мыслящему; но, естественно, неизбежен урон в реалистичности, как неизебежен выигрыш в романтичности и субъективности-уникальности).
Против чего я хочу направить основной дискурс: против ощущения "подчиненности", зависимости внутренней жизни от того, что является недоступным физически, а не метафизически (так как возможность трансцендирования не зависит от пространственных координат).

Слово "провинция" имеет латинский корень, в Древнем Риме обозначала завоеванную Римом территорию, которая управлялась римским консулом или проконсулом; фактически означает местность ВДАЛИ ОТ ЦЕНТРОВ, синоним наивного, простоватого, отсталого.

И здесь очень удобно начать думать о том, что есть центр.
Центр - есть то, что соединяет, собирает разрозненное в единое целое; по-моему, это определение, хотя и наивно, но не лишено точности.
Культурные центры - места, где сосредоточены мыслящие, творческие силы; и могущество центров проявляется их способностью "собирать", соединять различное в гармонии целого.

Вспомним пословицу: "не место красит человека, но человек - место". В этой пословице слиты воедино две очень важных мысли: первая - о преимуще разума над материей, восприятия над реальностью; вторая - о роли красоты при этом.
Человек, преображающий собой пространство - не просто "больше" ( метафизически) этого пространства, но позволяет этому пространству проявить свои самые лучшее скрытые потенции. Вот эту мысль я хочу хорошо уяснить, чтобы больше к данной теме не возвращаться с сомнениями.

Итак, человек преображает пространство.
Человек НРАВСТВЕННО (=ВНУТРЕННЕ) КРАСИВЫЙ - преображает пространство; в то время как человек внешне красивый - становится частью интерьера и просто украшает собой мир.

А "провинциализм", на мой взгляд, есть синоним неосновательности, несамостоятельности, бессилия.

Если предположить, что над миром находится Творец, Наблюдающее Око, можно представить, что он, желая, чтобы БЫТИЕ БЫТИЙСТВОВАЛО, чтобы пространство воспринималось, познавалось и наполнялось (присутствием), в самые незначительные уголки этого пространства будет направлять наиболее тонких и внимательных существ.
Анти-провинциализм - это предельная внимательность, творческая мощь и искренность в проявлениях внутренних переживаний; это - основательная философия и литературное творчество: труд освоения человечского и божественного Языка. Самопознание себя как универсума-микрокосма и более.
Фото Николая Зыкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий